“Подорожник” общероссийская общественная экологическая организация

Общероссийская общественная экологическая организация “Подорожник”

Разъяснения природоохранного законодательства.

Автор podoroznik.ru Опубликовано: мая - 24 - 2013

Вопрос: Нашей организацией оформлен договор аренды земельного участка на берегу на р. Москва (Строгинская пойма). В настоящее время мы хотим организовать на этом прибрежном участке пляж. Какую разрешительную документацию на водопользование нам необходимо получить?

Ответ: Согласно п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований осуществляется на основании договоров водопользования; предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок заключения договора водопользования установлен ст. 16 Водного Кодекса РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ, п. 4.2.3 Постановления Правительства г. Москвы от 28.08.2007 № 739-ПП «О Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы» уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении водных объектов или их частей, находящихся в собственности города Москвы, а также в федеральной собственности и расположенных на территории города Москвы, за исключением Химкинского водохранилища, в пользование на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование является Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы.

Вопрос: Я являюсь жителем одного из районов г. Москвы. Где я могу узнать состояние экологической обстановки на территории столицы?

Ответ: Актуальная информация о состоянии экологической обстановки на территории г. Москвы размещается на сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы www.eco.mos.ru., а также на сайте ГПБУ «Мосэкомониторинг» - www.mosecom.ru.

Вопрос: На рассмотрении в суде находится гражданское дело по иску прокурора о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в результате порубки зеленых насаждений. Я являюсь ответчиком по данному делу. В материалах дела был указан номер моего мобильного телефона, на который мне пришло СМС-сообщение от суда о времени и месте назначения дела к слушанию. Является ли такое сообщение надлежащим уведомлением?

Ответ: В подготовительной части судебного разбирательства суд обязан устанавливать, извещены ли все участвующие в деле неявившиеся лица о времени и месте судебного заседания с соблюдением требований закона в срок, достаточный для своевременной явки в суд и подготовки к делу (статьи 113, 114 ГПК РФ). Этот срок должен определяться в каждом случае с учетом места жительства лиц, участвующих в деле, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к судебному разбирательству, а также сложности дела. При этом необходимо учитывать, что извещение участников судопроизводства допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется (данное положение введено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3). При соблюдении указанных условий лицо считается извещенным о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. При этом, необходимо учитывать, что лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе, являться в суд по его вызову.

Вопрос: Решением суда на меня возложена обязанность возмещения вреда, причиненного окружающей среде, путем порубки зеленых насаждений в сумме 500 000 рублей. Имею ли я право возместить причиненный мною вред в натуральной форме путем высадки зеленых насаждений?

Ответ: Возможность применения компенсационного озеленения в натуральной форме и порядок осуществления такого озеленения определена Законом города Москвы от 5.05.1999 года N 17 «О защите зеленых насаждений», а также Постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве». В этой связи, Вам надлежит обратиться в суд об изменении способа и порядка исполнения судебного решения в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, изменение способа исполнения судебного решения возможно при наличии положительного заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, а также соблюдении порядка осуществления озеленения, предусмотренного действующим законодательством. Самостоятельное проведение восстановительных (рекультивационных) работ, без соблюдения экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил, а также приемки таких работ уполномоченным органом, не является возмещением вреда окружающей среде, причиненного правонарушением.

Вопрос: Я слышала, что есть ограничения по вырубке зеленых насаждений в целях недопущения причинения беспокойства животным и птицам обитающим в парках, хотела бы узнать так ли это?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля.

Вопрос: В праздничные майские дни планируем с друзьями отдохнуть на территории Национального парка «Лосиный остров». Хотели бы узнать разрешено ли разводить костры и готовить пищу на огне на территории данного уникального природного комплекса?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе организация туристских стоянок, разведение костров и установка мангалов за пределами специально предусмотренных для этого мест. Местоположение существующих пикниковых точек можно уточнить в администрации ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» (г. Москва, Поперечный просек, д. 1 «Г», www.elkisland.ru, т. 8-499-268-77-14, 8-499-268-28-68, 8-499-268-07-43). За нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях предусмотрена административная ответственность по ст. ст.08.32, 8.390Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае уничтожения или повреждение лесных насаждений, а также причинения значительного ущерба, ст. ст. 261, 262 УК РФ установлена уголовная ответственность.

Вопрос: Рядом с нашим домом проводятся работы по реконструкции автомагистрали, при этом жильцы дома не располагают никакой информацией о проведении данных работ. Обязана ли организация, осуществляющая работы предоставить нам необходимую экологическую информацию?

Ответ: В соответствии с распоряжением Правительства Москвы № 1312-РП от 30.06.2004 «О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений» городские заказчики производства работ в целях информирования жителей города Москвы обязаны обеспечить размещение информационных щитов в местах предполагаемого производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений, сопровождающихся вырубкой зеленых насаждений либо работами в ночное время суток, с указанием планируемых видов работ, сроков проведения работ, с размещением графического изображения строящегося объекта и количеством вырубаемых и пересаживаемых зеленых насаждений, проектом (планом) благоустройства и озеленения территории и другой информации. На информационных щитах в обязательном порядке должны быть размещены: графическое изображение строящегося объекта с краткой его характеристикой; название и телефоны заказчика и подрядной организации, должность и фамилия ответственного за производство работ; информация о показателях воздействий (шумы, выбросы и сбросы загрязняющих веществ), изменении гидрогеологических условий и планах природоохранных мероприятий по сокращению вредных воздействий на окружающую среду. За отсутствие на строительных площадках города Москвы информационных щитов, содержащих экологическую информацию, нарушения условий их размещения либо нарушение требований об указании на информационных щитах информации об условиях ведения строительных работ в ночное время и иной обязательной информации, установленной правовыми актами города Москвы, ст. 4.43 Закона города Москвы № 45 от 21.11.2007 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность. Органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 4.43 КоАП г. Москвы, является Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

Вопрос: Я являюсь гражданином иностранного государства, осуществляю предпринимательскую деятельность в Москве, но не в совершенстве владею русским языком. Имею ли я право при проведении при привлечении меня к административной ответственности давать объяснения на родном языке и пользоваться помощью переводчика?

Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. На основании статьи 24.2 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Необеспечение возможности пользоваться услугами переводчика и участвовать в производстве по делу об административном правонарушении на родном языке является существенным недостатком и влечет безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении.

Вопрос: Какие штрафы предусмотрены за ловлю рыбы, находящейся в Красной книге?

Ответ: Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 8.35 КоАП РФ, в соответствии с которой предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой. Кроме того, за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с причинением крупного ущерба предусмотрена уголовная ответственность по ст. 256 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вопрос: Есть ли ограничение на количество выловленной рыбы в московских прудах?

Ответ: При соблюдении правил рыболовства, установленных для спортивного и любительского рыболовства, ограничений на количество выловленной рыбы в московских прудах нет.

Вопрос: Если есть табличка “Ловить рыбу запрещено”, скажем в парке, обязан ли покидать место по просьбе представителей парка или платить им штраф за ловлю? Или же такие полномочия есть лишь у надзорных органов?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст.6 Водного кодекса каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с п. 8 ст.6 Водного кодекса каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства. Установление табличек “Ловить рыбу запрещено” какими-либо нормативно-правовыми актами не регламентировано. Установление других знаков, аншлагов и проч. регламентированы соответствующими постановлениями Правительства РФ. Обязанности по их установке возложены на территориальные администрации и балансодержателей водных объектов. Полномочиями по привлечению к административной ответственности (включая взимание штрафов) представители парка не обладают, эти функции возложены на соответствующие контрольно-надзорные и правоохранительные органы. Любой гражданин имеет право потребовать у балансодержателя водного объекта (администрации парка, где расположен водный объект или его представителей), предоставления документов о праве собственности на водный объект и права организации предоставления платных услуг по спортивному и любительскому рыболовству. Исходя из предоставления или не предоставления документов, гражданин уже должен решать покидать ему водный объект, не покидать или обращаться с жалобой в соответствующие органы.