“Подорожник” общероссийская общественная экологическая организация

Общероссийская общественная экологическая организация “Подорожник”

Прокуратура г. Москвы инициирует открытость

Автор podoroznik.ru Опубликовано: декабря - 29 - 2011

26 декабря 2011 года в здании природоохранной прокуратуры города Москвы состоялось совещание с представителями экологических организаций на предмет «установления форм и методов возможного взаимодействия по вопросам охраны окружающей среды, а также обмена информацией о нарушениях природоохранного законодательства».

На совещании присутствовал и представитель «Подорожника».

Высший Совет «Подорожника» приветствует предпринимаемые шаги правоохранительных органов, а также считает, что они способствуют улучшению экологической обстановки в столице, взаимопониманию и сотрудничеству органов власти и общественных организаций. В качестве первого шага мы публикуем на официальном сайте ООЭО «Подорожник» информацию природоохранной прокуратуры г. Москвы, считаем ее весьма полезной как для граждан, так и для предпринимателей, предприятий и фирм.

МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА Г. МОСКВЫ
ул. Профсоюзная, д.41, тел. 8-499-723-00-90

РАЗЪЯСНЯЕТ

Вопрос: С какой периодичностью органы муниципального и государственного контроля имеют право проводить проверки деятельности субъектов предпринимательства?
Ответ: Требования к организации и проведению проверок соблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, установлены Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно положениям указанного закона все проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
По общему правилу плановые проверки могут проводиться не чаще чем один раз в три года, на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
При этом плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, а также плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два и более раза в три года. Периодичность проведения таких плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Вопрос: Каким образом и в какой срок орган муниципального или государственного контроля должен ознакомить юридическое лицо/ индивидуального предпринимателя с результатами проведенной им проверки?

Ответ: Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица/индивидуального предпринимателя под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица/индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Вопрос: Предусмотрена ли действующим законодательством ответственность за осуществление мойки личного автотранспорта на территории города Москвы?

Ответ: В соответствии постановлением Правительства города Москвы № 1018-ПП от 09.11.1999 «Об утверждении правил санитарного содержания территории, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве» осуществление мойки автотранспорта вне установленных мест (специализированные автомойки) на территории города Москвы запрещено.
В силу ст. 8.8 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, загрязнение территории города Москвы, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, мойка транспортных средств вне специально отведенных мест, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Вопрос: Сколько «стоит» срубить дерево на территории столицы?
Ответ: В настоящее время в г. Москве действует несколько методик определения ущерба, причиненного окружающей среде, утвержденных соответствующими Постановлениями Правительства г. Москвы.

При определении стоимостной оценки причиненного окружающей среде ущерба учитываются различные коэффициенты: местоположение произрастания дерева, порода дерева, его нахождение в водоохраной зоне, коэффициент индексации и т.д.

Так, например, значительную разницу будет иметь суммы расчетов ущерба, произведенных за незаконно срубленное дерево породы «клен ясенелистный», относящееся к 3 группе деревьев по ценности и произрастающее на окраине города, и за срубленное дерево породы «ель голубая», относящееся по ценности к 1 группе деревьев по ценности и произрастающее в пределах Садового кольца. По грубым подсчетам в первом случае данная сумма составит примерно 30 тысяч рублей, а во втором – более 100 тысяч рублей.

Вопрос: Должны ли организации и предприятия производить соответствующие выплаты за размещение отходов производства и потребления, а также выбросы в атмосферу и сбросы в водные объекты загрязняющих веществ.

Ответ: На основании ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с п. 2 ст. 16 указанного Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ к видам негативного воздействия относятся: выбросы в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, и другие.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» и приказу данной службы от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду», плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежит внесению по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. За невнесение в установленные сроки указанного вида платежа, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос: В течение какого времени может быть предъявлен иск о компенсации вреда, причиненной окружающей среде? Можно ли компенсировать вред, причиненный окружающей среде добровольно без судебного решения?

Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Согласно ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Вопрос: Могу ли я самостоятельно провести благоустройство территории и посадить зеленые насаждения?
Ответ: Согласно п. 9.5 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» физическим лицам запрещается самовольная посадка деревьев и кустарников на территории города Москвы. В случае совершения самовольной посадки деревьев и кустарников на территории города Москвы предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 4.17 КоАП г. Москвы за нарушение правил создания зеленых насаждений в городе Москве.
Необходимо также учитывать, что аналогичные требования установлены ч. 2 ст. 30 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» от 26.09.2001 № 48, запрещающий на особо охраняемых природных территориях города Москвы самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков особо охраняемой природной территории. В данном случае административная ответственность наступает по ст. 4.2 КоАП г. Москвы за нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве, а также их охранных зон.

Вопрос: Должны ли работники осуществляющие погрузку и разгрузку из автотранспортных средств опасных отходов проходить специальное обучение по обращению с ними?
Ответ: В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.08.2006 N 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности» к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся в том числе допуск к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Так как, организация осуществляющая предпринимательскую деятельность по обращению с опасными отходами обязана иметь соответствующую лицензию на обращение с опасными отходами, то отсутствие вышеуказанных свидетельств у работников юридического лица является грубым нарушением и влечет административную ответственность предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением - лицензией.

Вопрос: Можно ли заключить договор аренды нежилого недвижимого имущества находящегося на праве хозяйственного ведения у федерального государственного унитарного предприятия?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N0161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Таким образом, договор аренды нежилого недвижимого имущества находящегося на праве хозяйственного ведения у федерального государственного унитарного предприятия можно заключить при условии согласия Росимущества. За отсутствие такого согласия при заключении договора аренды, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта.

Вопрос: Я являюсь генеральным директором общества с ограниченной ответственностью. В марте текущего года должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу. В настоящее время у общества отсутствуют средства для оплаты штрафа. Предусмотрена ли действующим законодательством ответственность за несвоевременное исполнение административного наказания?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Согласно ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
На основании ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, должностное лицо, вынесшее указанное постановление направляют соответствующие материалы судебному приставу- исполнителю для взыскания суммы административного штрафа, а также составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Вопрос: Я являюсь генеральным директором закрытого акционерного общества. Общество проводит текущий ремонт и окраску фасада арендуемого обществом здания (устройство балконов). Предусмотрена ли действующим законодательством обязанность получать ордер для производства указанных работ?

Ответ: В соответствии с п. 1.5 «Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве», утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП в случаях, когда указанные работы выполняются без производства земляных работ, установки строительных лесов и временного ограждения, а также без использования территории для организации строительной площадки, складирования материалов, изделий, конструкций) оформление ордера не требуется.

Вопрос: Необходимо ли организации использующей акваторию поверхностного водного объекта в целях спортивного рыболовства заключать договор на водопользование?
Ответ: В соответствии со ст. ст. 8, 11 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в собственности Российской Федерации и предоставляются для использования, в том числе и в рекреационных целях, на основании договоров водопользования.

Однако если организация, вопреки требованиям закона, самовольно использует водный объект в отсутствие указанного договора, она может быть привлечена к административной ответственности по ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.

Вопрос: Я являюсь генеральным директором общества с ограниченной ответственностью. С ГУП «Мосводосток» моя организация заключила договор на сброс сточных вод в реку Яуза. Проведенной Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы проверкой установлено, что организация осуществляет сброс сточных вод с превышением загрязняющих веществ над установленным предельно допустимыми концентрациями. Скажите, какая ответственность за это предусмотрена.

Ответ: В соответствии со ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи обязаны не допускать нанесения вреда окружающей природной среде.
Пунктом 4 ст. 35 указанного кодекса закреплено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Указанные действия нарушают правила охраны водных объектов и могут повлечь их загрязнение.
Частью 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации определено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований данного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей природной среды.
Таким образом, в действиях должностного и юридического лица организации содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, максимальная санкция по которой составляет для должностных лиц штраф до 4 000 рублей, для юридических лиц до 40 000 рублей.