“Подорожник” общероссийская общественная экологическая организация

Общероссийская общественная экологическая организация “Подорожник”

Заявление ООЭО «Подорожник» от 4 октября 2011 года

Автор podoroznik.ru Опубликовано: октября - 4 - 2011

16 августа 2011 года утвержден новый технический регламент Таможенного союза России, Беларусь и Казахстана, запрещающий с 1 июля 2012 года повторное использование стеклянной тары для розлива алкогольных напитков и детского питания.

Данное решение, на наш взгляд, противоречит Экологической доктрине Российской Федерации и Концепции Устойчивого Развития, определенной Декларацией ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро, так как приводит к усилению одного из основных факторов деградации природной среды России, указанной в пункте 2 Доктрины: «преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды».

Данное решение Таможенного Союза трех стран противоречит и основным направлениям государственной политики РФ в области экологии, указанных в пункте 3 Экологической доктрины:

сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;

развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;

введение ответственности производителя за произведенный продукт на всех стадиях - от получения сырья и производства до утилизации; создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд.

На практике данное решение приведет к нарушению заложенного в Концепции Устойчивого Развития принципа триединства экономической, социальной и экологической политик, а также приоритета повторного использования продукции перед их переработкой и захоронением, необоснованному протекционизму в отношении конкурентной стеклотаре продукции. Это в свою очередь приведет к резкому увеличению доли природных ресурсов не только в производстве стеклотары, но и в конкурентных отраслях (имеются ввиду производители алюминиевых банок и пластиковой упаковки), создает преференции для активного роста производств алюминиевой тары, менее экологичной, чем стеклянной. Все это приведет к повышению энерго- и ресурсозатратности российской экономики. Решение Таможенного Союза скажется и на увеличении доли пластиковой продукции нефтегазохимических предприятий на рынке тары и упаковки. Это не только наносит вред системе утилизации отходов, ибо пластиковая тара не подлежит утилизации, но и прямо нарушает заложенные в Стратегии роста лидеров экономик АТЭС, к коим относится и Россия, принципы «зеленого роста», достижение уровня низкоуглеродной экономики. Считаем, что в силу вышеуказанного, данное решение Таможенного Союза РФ, Беларусь и Казахстана подлежит пересмотру и должно быть направлено на реализацию заложенных в Экологической доктрине и Стратегии роста лидеров экономик АТЭС принципов и механизмов «зеленого роста».